назад к Новостям

19 сентября – День начала полномасштабной реформы федеральной налоговой службой России.

19 сентября – День начала полномасштабной реформы федеральной налоговой службой России.

4 года назад – 19 сентября 2016-го года, вышел первый чек по новому порядку применения контрольно-кассовой техники. Первый чек в стране был получен от компании Роснефть. Чек получил оператор «Первый ОФД» (входит в группу компаний ВТБ), обработал его, сохранил и передал в ФНС России по новому порядку.

Россия стала 12-ой страной в мире, которая ввела подобную систему. Это событие положило начало полномасштабной реформы федеральной налоговой службы России, и может считаться днем рождения абсолютно новых рынков, игроков и сервисов.

Этому предшествовал ряд важных событий. В 2014-2015 годах для апробирования новой технологии передачи фискальных данных был проведен эксперимент ФНС под руководством, в то время федеральной налоговой службы, а ныне председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

Эксперимент был проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: Москве, Московской и Калужской области, а также Республике Татарстан, совместно с компанией АО «ЭСК», которое в дальнейшем стало известными рынку как «Первый ОФД» (входит в группу компаний ВТБ).

Впервые налогоплательщики в России узнали об ОФД в законопроекте «О внесении изменений в 54-ФЗ»: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 12 июля 2016 года вступил в силу сам Закон 54-ФЗ «О применении ККТ» с последними правками от 3 июля 2016 года.

Закон создал новую сущность – операторов фискальных данных, в задачу в которых входит прием, хранение и передача фискальных документов от контрольно-кассовой техники в федеральную налоговую службу России. Сейчас на рынке действует 21 оператор.

Реформа явилась частью глобального национального проекта «Цифровая экономика РФ».

Введение 54-го Федерального Закона об изменениях в работе с контрольно-кассовой аппаратурой решило много задач. Одна из основных – сделать рынок более честным и конкурентоспособным. Кроме того, реформа позволила упростить формат взаимодействия предпринимателя и федеральной налоговой службы, минимизировать бюрократические и административные издержки исключила необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, способствовала снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократила теневой оборот наличности и, как следствие, увеличила налоговые поступления.

В Федеральной налоговой службе, которую возглавляет сейчас Даниил Егоров, уверены, что реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики исходя из отраслевых принципов, что привело к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности.

Гражданам Российской Федерации новая технология дала дополнительную защиту своих прав как потребителей. Это и получение м электронного чека у оператора фискальных данных, и возможность самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение, а в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

Прошло всего 4 года, но уже, на сегодняшний день, результаты более чем впечатляющие – более 1,5 млн налогоплательщиков в России применяют порядка 4,4 млн. онлайн-касс с функцией передачи данных в налоговую. Реформа позволила ликвидировать девять форм кассовой отчетности, произошел уход с рынка фирм-однодневок, увеличился рост собираемости НДС, внедрен онлайн-мониторинг крупнейших налогоплательщиков и бесконтактное налоговое администрирование.

Появление операторов фискальных данных привело к образованию на рынке множества различных сервисов и экосистем для малого и среднего предпринимательства, позволяющих перейти на совершенно иной уровень ведения бизнеса. ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче ЭЦП. Они предложили рынку новые продукты, такие как: сервисы на основе аналитики чеков и географического положения, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

Созданы условия для появления новых продуктов и сервисов в области больших отраслевых данных, которые сразу стали востребованы производителями FMCG, федеральными ритейл-сетями, банками, маркетинговыми агентствами, а также государственными учреждениями.

«Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои системы мониторинга и аналитики и учетные системы. Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать, как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять и решать накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета» – уверен Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД» (входит в группу компаний ВТБ).  - Все это приводит к снижению рисков и отражается на операционных расходах крупных компаний.»

«Конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока, как никогда. Все это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов как для малого и среднего, так и для крупного бизнесов. А также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас решений – мобильные, облачные системы, системы с искусственным интеллектом, самообучаемые нейросети и многое другое. А значит, задача по созданию комфортной среды для предпринимателей в общей сложности решена. И это одно из следствий перехода на новый порядок применение ККТ» – считает Егор Сергеенко.

Все это стало возможным в этот день, 19 сентября, 4 года назад.

назад к Новостям