C 1 июля на работу с онлайн-кассами должны были перейти около 1 млн предпринимателей. Как прошел первый год жизни бизнеса с онлайн-кассами и к чему готовиться тем, кто только внедряет новую технику рассказал руководитель отдела маркетинга Первого ОФД Егор Сергеенко.
В целом результаты реформы можно охарактеризовать как положительные или отрицательные? Почему?
Оцениваем результаты как положительные. Реформа была задумана для повышения прозрачности рынка, увеличения налоговых сборов и честной конкуренции. Результаты говорят сами за себя – выручка по каждой онлайн-кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы (по данным ФНС). Многие компании вышли из «серой зоны» – теперь все играют по одним правилам. Честная конкуренция в условиях выполнения закона всеми участниками рынка – двигатель экономических взаимоотношений и залог технического прогресса.
Стоит, отметить, что реформа получила высокую оценку как государства, так и бизнеса. Неоспоримыми плюсами реформы стали: увеличение собираемости налогов, сокращение количества проверок бизнеса, упрощение отчетности. Кроме того, появилось такого явление как «народный контроль», суть которого в наличии возможности у любого покупателя проверить кассовый чек, который выдал ему продавец товара.
Затраченные бизнесом на покупку и установку касс средства окупились за счет новой системы расчета с покупателями?
Средства на приобретение касс, фискального накопителя и затраты по договору на передачу фискальных документов можно вернуть, используя механизмы налогового вычета. Тут государство пошло на встречу предпринимателям. Вернуть можно до 18 000 рублей за одну ККТ, подключив кассу до 01.07.2018. Процесс получения вычета подробно описан на сайте ФНС.
Внедрение онлайн-касс как-то повлияло на финансовые показатели компаний?
Помимо соблюдения ФЗ-54, компании получили прекрасные инструменты, с помощью которых можно детально и подробно видеть свой бизнес, в том числе и в режиме онлайн. Стоит отметить, что такой функционал доступен как для небольших, так и для сверхкрупных компаний. Аналитика и статистика в личном кабинете, специальные отчеты, построенные на больших данных, мобильные приложения – все это дает фантастические возможности для бизнеса.
Начиная с вывода нового продукта на рынок страны и планирования федеральных маркетинговых кампаний до мониторинга рабочего состояния своего небольшого парка кассовой техники и простой отчетности перед ФНС.
Все это позволяет сократить издержки на рекламу, оптимизировать логистические цепочки, держать свой бизнес в актуальном состоянии и еще много нужных бизнесу возможностей и оперативного простора для управленческих решений.
Что вы думаете о втором этапе реформы - чем он будет отличаться от первого, учтены ли недочеты первой волны внедрения онлайн-касс?
Не совсем корректно сравнивать первый этап, который завершился 1 июля 2017 года, и второй этап, окончания которого было 1 июля 2018 года. Основное различие в том, что если в 2017 году на онлайн-кассы переходил крупный, средний и частично малый бизнес, то в этом году на новый порядок переходят представители малого бизнеса, имеющие наемных работников. Это разные категории предпринимателей, такие же разные как тяжелая строительная техника и малолитражные автомобили, хотя и там, и там есть руль и колеса.
Однако сходство есть. И это очень важное сходство вытекает из равенства перед законом налогоплательщиков вне зависимости от величины их бизнеса. Все предприниматели, обязанные перейти на новый порядок согласно ФЗ-54, должны иметь договор с ОФД и ККТ подключённую к оператору фискальных данных.
Из недочётов пошлого года можно упомянуть дефицит фискальных накопителей. Выводы были сделаны, проблема была решена.