С целью пресечения сбыта контрафакта алкоголя и ужесточения надзора за производственными нормами и условиями сбыта, в нынешнем году было принято решение об обязательной маркировке алкогольной продукции, с вступлением в полную силу к 2019 году. Она заключается в идентификации любой единицы товара, для чего предусматривается специальный штрих-код, содержащий необходимую электронную информацию. Сканирование позволит отследить все этапы движения продукции – от момента выпуска до непосредственного получения потребителем. При этом на каждой контрольной ступени данные передаются в единую систему отслеживания (ЕГАИС).
Особенности маркирования алкоголесодержащей продукции
Основные принципы нанесения маркировки следующие:
- Каждой единице товара присваивается уникальное кодовое обозначение. Это значит, что абсолютно любой участник рынка должен быть обеспечен индивидуальными техническими средствами, позволяющими отсканировать при продаже каждую емкость.
- Код идентификации единой государственной информационной системы обязан присутствовать на всех единицах товара. Уникальный автоматизированный алгоритм обеспечивает контроль продукции от поставщиков до покупателей.
Кроме того, внедренный помарочный учет потребует от всех субъектов четкой синхронизации на любом из этапов, и все, кто занимается реализацией в обход новых правил, неизбежно будут привлечены к ответственности перед законом. А крайней мерой несоблюдения норм станет лишение лицензии.
Почему новая система контроля необходима?
Не секрет, что российский рынок наводнен множеством подделок. Это касается в большей степени именно алкоголя. В результате имеет место большое количество контрафакта, не проходящего процедуру регистрации, что влечет массу печальных последствий, в том числе увеличивается смертность населения. Поэтому важность внедрения электронной маркировки приуменьшать не стоит. И только ввод данной концепции может повернуть ситуацию вспять. Кроме этого, при отсутствии строгого контроля, может несколько раз осуществляться реализация одной и той же бутылки алкоголя, а это влечет к немалым государственным убыткам. Какие напитки будут подлежать маркировке? Все, за исключением спиртосодержащих немаркируемых при реализации напитков – шампанского, пива и подобных.
Требования и преимущества новой марочной системы
За прошедший год, будучи частично внедренной, новая система уже успела зафиксировать около 23 миллионов единиц незаконного товара, показав свою несомненную эффективность. Кто должен готовиться к маркировке алкоголя? Все организации – от крупных производственных холдингов до мелких представителей общепита. Нормы для соответствия следующие:
- наличие оборудования – сканеров, терминалов, позволяющих считывать контрольные знаки с внесением в единый реестр данных;
- обновление системного обеспечения до новых версий;
- квалификационное обучение персонала с проведением инструктажа работников для того, чтобы ими могла своевременно осуществляться сверка поступившего и реализованного товара.
Это позволит получить точную информацию по каждой товарной единице в случае конфликтной ситуации, что сведет к минимуму расхождения при инвентаризации и исключит штрафные санкции.
Исходя из мнения представителей законодательной инициативной группы, данные меры в лучшей степени исключат подделку марок государственного образца по пути следования алкогольной продукции от производственных гигантов до любого розничного магазина. Тем самым подразделения контроля с внедрением новейших методов смогут достигнуть абсолютного надзора за сбытом контрафакта, следовательно, борьба с ним станет максимально эффективной. Видимым плюсом будет и то, что предприниматели улучшат конкурентоспособность, достигнув намеченных целей без вмешательства нелегалов. К тому же, системное внедрение ликвидирует негативные последствия мелких фирм, занимающихся продажей суррогата по заниженным ценам.
Процесс начался в январе 2018 года, и на постепенную адаптацию отведено около 15 месяцев. Это позволит провести параллельную оценку изменений, вызванных внедрением системного учета.