назад к Новостям

Налоговые правила возврата некачественных товаров

Налоговые правила возврата некачественных товаров

Налоговые правила возврата некачественных товаров в 2019

Возврат товара при возникновении претензий к его качеству или свойствам — довольно частая практика. Важно правильно отразить операцию в налоговом учете согласно актуальным требованиям. В 2019 году были внесены некоторые изменения в правила, рассмотрим их подробнее.

Новые правила 2019. Как оформить возврат?

С 2019 года корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости составляет продавец и указывает, какие товары он принимает к возврату от покупателя. Покупатель больше счет-фактуру не выставляет, а готовит только накладную с отметкой «Возврат товара».

Что делать, если товар приобретен в 2018 г., а возврат осуществляется в 2019 г., ведь изменилась ставка НДС? В таком случае в строках корректировочного счета-фактуры указывается ставка НДС не 20 %, а 18 %.

Продавцу на основании корректировочного счета-фактуры нужно сделать запись в книге покупок и принять НДС к вычету. В бухгалтерских проводках по возвращенному товару отражаются сторнирование выручки, сторнированная списанная себестоимость и принятие к вычету НДС.

Покупатель, в свою очередь, делает соответствующую запись в книге продаж и восстанавливает НДС, если товар был оприходован и налог по нему принят к вычету. Если же брак обнаружился до принятия товара к учету, и товар числится за балансом, то по НДС записывать ничего не нужно, так как к неоприходованному товару налоговый вычет не применяется. Корректировка налога на прибыль также не нужна, так как покупатель не успел внести стоимость товара в расходы.

В зависимости от того, был ли принят товар на учет покупателем, будут оформляться и бухгалтерские проводки. Если товар не был оприходован, проводки не нужны. Если же покупатель принял товар, то необходимо сторнировать этот товар и НДС.

Как изменились правила по оформлению накладных?

По оформлению первичных документов правила не поменялись. При обнаружении бракованного товара акт о расхождениях составляется покупателем, например, накладная по форме №ТОРГ-2.

Далее покупатель составляет претензию поставщику, где излагает требование принять некачественные товары, направляет претензию и вместе с ней акт.

Как возврат осуществлялся до изменений?

До изменений 2019 года в правилах возврата некачественных товаров счет-фактуру должен был составлять покупатель, а продавец принимал по подготовленным документам свой товар обратно. Однако при таких правилах продавец рисковал оказаться в следующей ситуации: он в 2018 году продал товар с НДС 18 %, а в 2019 году принять от покупателя его должен с НДС 20 %.

Новые правила обязательны для всех плательщиков НДС и введены для упрощения и снижения рисков. Теперь счет-фактуру составляет сам продавец и в корректировочном документе указывает ставку НДС на момент отгрузки товара, а не на момент возврата.

В целях предупреждения вопросов от налоговых органов и снижения риска конфликта между сторонами рекомендуется прописывать детально условия признания товара некачественным, а также условия его возврата в договоре поставки или купли-продажи.

назад к Новостям