8 495 221 08 40
назад к Новостям

Нужно ли писать заявление на получение электронного чека в магазине?

18 марта 2019

Нужно ли писать заявление на получение электронного чека в магазине?

Нужно ли писать заявление на получение электронного чека в магазине?

Писать заявление не нужно. Покупатель, при желании, предоставляет адрес электронной почты или номер телефона, а кассир отправляет чек или БСО, выполняя требования 54-ФЗ. Чтобы получить чек, покупатель обязательно должен назвать почту или номер до момента расчета. Кассир не должен проверять принадлежность указанных данных покупателю.

Ошибочно полагать, что заявление на получение электронного чека якобы соблюдает требования Закона связи. Он гласит, что рассылка материалов возможна только с согласия абонентов. Но, во-первых, обычно подразумевают рассылку рекламы и ссылаются на нарушение закона о рекламе, п. 1 ст. 18. Во-вторых, штрафа за отправку чека нет. В-третьих, в случае претензий покупателя о рассылке чеков, ссылаются на 54-ФЗ, а не на Закон о связи. В этом случае 54-ФЗ главнее.

Согласие на обработку данных тоже не нарушается. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ О персональных данных, если обработка данных нужна для выполнения другого закона, которому подчиняется кассир, дополнительного согласия субъекта персональных данных на отправку не требуется. Кроме того, обезличенные данные: номер телефона и адрес электронной почты без ФИО не считаются персональными данными.

Чтобы получить электронный чек нужно сообщить кассиру номер телефона или электронную почту, не обязательно свою, и сделать это до расчета. Кассир внесет данные в кассу. Она сформирует чек, а ОФД отправит чек по указанному номеру или адресу. Чек приходит в течение 5 минут после расчета.

Согласно требованиям закона 54-ФЗ, продавец обязан по просьбе покупателя отправить ему электронный чек. В случае невыполнения требования покупателя предоставить ему электронный чек, возможен штраф до 10000 руб. для юридических лиц и до 2000 руб. для должностных лиц.

Отправка электронных чеков интернет-магазином

Если покупатель рассчитывается с магазином по интернету, то интернет-магазин отправляет электронный чек, даже если платежные системы - платёжные агенты. Если покупатель забирает заказ в торговой точке или оплачивает заказ курьеру, то кроме бумажного чека, по просьбе покупателя, интернет-магазин должен предоставить электронный чек.

При оплате картой или с помощью электронного кошелька на чеке должно стоять время, при котором покупатель переводит деньги. Чек должен прийти в течение 5 минут после расчета.

Если покупатель не попросил электронный чек на почту или номер телефона, то позже чек можно получить через мобильное приложение ФНС «Проверка кассового чека». Оно считывает QR-код с бумажного чека и помогает найти чек в электронном виде. Также данные с чека, дата и время операции, сумма покупки, № ФН, № ФД, ФПД, можно ввести вручную. После внесения данных, чек отобразится на экране смартфона и сохранится в приложении. Можно хранить чеки, получать выписки о расходах за любой период.

Польза приложения для покупателя

В приложении нужно внести данные о себе, чтобы при покупке можно было показывать штрих-код кассиру. В этом штрих-коде будут зашифрованы данные владельца. Это позволит получать чеки, не называя персональных данных. Можно не указывать имя и фамилию полностью.

Получив чек, потребитель может проверить, передана ли информация о произведенном с ним расчете в ФНС. Для этого нужно вручную ввести данные кассового чека в специальные поля приложения или сканировать QR-код чека, и отправить запрос. Сверив полученные данные с информацией автоматизированной системы учета выручки, приложение отобразит результаты проверки. В случае обнаружения расхождений в проверяемом чеке с информацией в базе данных ФНС, или отсутствием информации о произведенном расчете, мобильное приложение позволяет направить сообщение в ФНС России о допущенном нарушении. Кроме того, сообщение может быть направлено в случаях невыдачи чека, выдачи чека с некорректными реквизитами, невыдачи электронного чека.

назад к Новостям