Ежедневно мы покупаем необходимые нам вещи – продукты питания, одежду, средства для поддержания чистоты в доме и многое другое. Однако за множеством предложений и брендов чаще всего покупаем тот товар, упаковка которого нравится нам больше, забывая ознакомиться с надписями на ней. Кроме стандартной информации о составе, сроке годности и инструкции по применению производители обязаны размещать на упаковке другие специальные данные в виде текста и изображений. Они могут различаться в зависимости от страны, из которой был импортирован товар, но общие международные требования к их наличию всегда соблюдаются. В этой статье мы подробно расскажем о маркировке товаров различных категорий и о том, для каких видов она является обязательной.
О чем говорит закон?
Существуют особые требования к маркировке и упаковке товаров, которые действуют на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Беларусь, Армения, Киргизия и Казахстан. Все перечисленные страны обязаны соблюдать подписанное соглашение и созданное ими общее законодательство.
Маркировка была придумана для того, чтобы дать потребителю максимально полную, корректную и достоверную информацию о товаре. Фирмы-изготовители в России следуют не только требованиям ЕАЭС, но и отечественному законодательству, в частности ФЗ «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».
Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) определяет основные нюансы маркировки различной продукции. В соответствии с его положениями, на упаковке товаров производители обязаны размещать сведения о ее составе, возможности переработки или утилизации, а также о типах продукции, с которой она совместима (сыпучая, жидкая, не для пищевых продуктов и т.д.).
Еще одним обязательным требованием к маркировке является нанесение на товарах, реализуемых на территории ЕЭС, надписи «ЕАС». Она размещается на каждом отдельном товаре контрастным оттенком, должна быть заметной на протяжении всего срока службы.
При нарушении производителем требований к упаковке и маркировке на него налагаются штрафы с возможной приостановкой деятельности (ст. 14.7 и 14.8 КоАП).
Для какой продукции маркировка обязательна?
Закон определяет несколько категорий товаров, на которых необходимо размещать специальные уведомляющие знаки. К ним относятся:
- Меховые изделия.
- Алкогольная и спиртосодержащая продукция.
- Лекарственные препараты.
- Ювелирные украшения, товары с драгоценными камнями и металлами.
- Табачные изделия.
- Духи, туалетная вода.
- Обувь.
- Верхняя одежда.
- Шины.
- Постельное, туалетное и кухонное белье.
- Фотокамеры, вспышки.
- Трикотажные блузки, блузы и блузоны.
- Одежда из натуральной и композиционной кожи.
Правила маркировки некоторых видов продукции
Существует два вида продукции: пищевая и непищевая. Каждая категория товаров требует размещения специфических изображений, свойственных только данной группе.
Пищевая продукция
Правила маркировки регулирует ТР ТС. На каждом продукте должна присутствовать этикетка с наименованием, либо он должен иметь упаковку с названием. Кроме того, на нем необходимо указать вес, объем или количество, состав, пищевую ценность, дату изготовления, срок годности и правила хранения, а также фирму-изготовителя и ее юридический адрес. Обязательными также являются место упаковки и производства, импортер (при необходимости), предупреждения об ограничениях в употреблении, сведения о ГМО.
Разрешается не указывать состав продукции, если она являет собой единый компонент без добавочных элементов. Например, «свинина», «голень говяжья». Можно не размещать информацию о дополнительном содержимом, которое исчезает в процессе приготовления или присутствуют в продукте в ничтожно малых количествах. Исключения составляют аллергены и химические добавки.
Особую категорию представляют кофеиносодержащие безалкогольные продукты. На их упаковке необходимо разместить информацию о вреде употребления данного товара лицами, не достигшими 18 лет, беременными и имеющими ряд заболеваний.
Непродовольственные товары
Товары из области легкой промышленности также должны маркироваться по ТР ТС. Требования к ним подразделяются на:
- Общие – в них входят пункты о составе, дате изготовления, названии, номере партии, производителе и его адресе, гарантиях и товарном знаке.
- Специальные – включают специфические обязательные требования для категории «одежда», «текстильные изделия», «обувь», «кожгалантерея», «меховые изделия» (модель, правила по уходу, инструкция по применению и иное).
Маркировка парфюмерно-косметической продукции также регламентируется ТР ТС. На упаковке или этикетке подобных товаров должны быть указаны следующие характеристики:
- наименование товара,
- назначение,
- информация о производителе,
- страна-импортер,
- контактные данные представителя компании,
- объем/масса изделия,
- срок годности, условия хранения,
- меры предосторожности при применении,
- предупреждения,
- номер партии,
- идентификационный код,
- способы использования,
- состав.